Фармацевтический вестник,
11 ноября 2008 г.
Программа ДЛО в Удмуртии: стабильность и прогнозируемость 892 просмотра
В Республике Удмуртия в 2008 г. из федерального бюджета для обеспечения льготополучателей федерального уровня ответственности было выделено 225 млн руб. Еще 133 млн руб. на льготное лекарственное обеспечение добавили республиканский и муниципальные бюджеты. Достаточно ли этих средств для организации полноценного лекарственного обеспечения населения? На этот и другие вопросы в беседе с корреспондентами “ФВ” отвечает зам. министра здравоохранения Удмуртской Республики Валентина Овчинникова.
— Как вы оцениваете ситуацию в сфере реализации государственной программы ДЛО? Изменилась ли она с введением новой системы льготного лекарственного обеспечения? — Изменения очевидны. Если в 2005 г., т.е. в самом начале реализации программы, она шла тяжело, “с отладкой и настройкой”, то в этом году мы видим совсем иную картину. Сегодня ситуация в сфере реализации программы ДЛО в Удмуртии стабильна и прогнозируема. Уверена, что положительную роль сыграла новая схема организации льготного лекарственного обеспечения, при которой регионы получили право на организацию размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и продуктов лечебного питания, а также на заключение государственных контрактов по итогам размещения госзаказов. Кроме того, в отдельную группу были выделены больные, требующие дорогостоящего лечения, которое финансируется в настоящее время из федерального бюджета. В результате произошел большой прорыв в сфере льготного лекарственного обеспечения. Об этом красноречиво говорят финансовые показатели. Так, если в 2004 г. на одного льготника фактически приходилось только 14 руб. из бюджетов всех уровней, то теперь эта сумма выросла до 426 руб. только по федеральному бюджету. Отмечу, что до внедрения программы ДЛО наше население не имело возможности получать дорогие оригинальные инновационные лекарства в таких объемах. А сегодня, к примеру, больные с онкологической патологией могут принимать такие препараты, как велкейд, гливек и другие, которые реально способствуют увеличению продолжительности жизни.
— Можно ли сказать, что средств, выделяемых на финансирование программы ДЛО, республике хватает? — Следует отметить, что в этом году из федерального бюджета Удмуртия получила 169,6 млн руб. Кроме того, в начале октября республике были выделены межбюджетные трансферты в объеме 56 млн руб. Замечу, что по этим финансовым средствам уже проведена защита заявок на лекарственные средства, и по итогам аукциона закупленные препараты должны поступить в аптечные организации до 20 декабря. В целом же по состоянию на 1 октября с.г. в республику поставлено лекарственных средств на 137 млн руб. Что касается республиканского бюджета, то лекарственное обеспечение льготников осуществляется в рамках республиканских целевых программ. Общая сумма этих программ составляет почти 83 млн руб. Так, на 36 млн руб. были закуплены инсулины и сахароснижающие препараты по республиканской целевой программе “Сахарный диабет”. По республиканской целевой программе “Онкология” закуплены лекарственные средства в объеме 26 млн руб., из которых 13 млн руб. выделены из республиканского бюджета и 13 млн руб. — из средств Удмуртского ТФОМС. Кроме того, в 2008 г. в республиканском бюджете предусмотрено 8 млн руб. для обеспечения участников трудового фронта, репрессированных лиц и реабилитированных граждан. В дополнение к этому на текущий год средства на льготные медикаменты заложили и муниципалитеты — в общей сложности эта сумма составляет 50 млн руб., из них 26 млн руб. будет направлено на программу “Сахарный диабет”. Благодаря всем этим мерам в республике сегодня сложилась достаточно стабильная ситуация в сфере обеспечения населения необходимыми лекарственными препаратами. Один из главных показателей программы — количество отсроченных рецептов. Стоит отметить, что за 9 месяцев с.г. их количество уменьшилось в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
— Как регулируется вопрос своевременности получения необходимых лекарственных препаратов? — Конечно, все нюансы учесть невозможно. От заявки до поставки проходит определенное время, а потому не всегда есть возможность точно прогнозировать закупки вплоть до каждой упаковки. В жизни всякое может случиться. К примеру, у некоторых больных появляются новые сопутствующие заболевания, требующие дополнительного лечения, а к уже существующим льготникам добавляются новые категории больных, которые на момент составления заявки не были учтены. В результате за период с октября 2007 г. по октябрь 2008 г. число льготополучателей в республике увеличилось на 7152 человека. Чтобы обеспечить всех нуждающихся необходимыми лекарствами, мы постоянно перераспределяем медикаменты из одного муниципального образования в другое. Движение происходит ежедневно. В итоге вопросы, возникающие при недостатке того или иного медикамента, решаются, с одной стороны, путем рационального управления товарными остатками, с другой — путем отпуска лекарственных средств, закупленных за счет республиканского и местного бюджетов.
— С вопросами льготного лекарственного обеспечения республики все ясно. Но ведь сфера лекарственного обеспечения — это не только программа ДЛО. Как вы оцениваете общую ситуацию, сложившуюся на фармрынке Удмуртии? — Замечу, что в настоящее время в республике показатели насыщенности рынка фармпредприятиями выше, чем в среднем по России, причем основные игроки здесь — структуры частной формы собственности. Государственные аптечные предприятия, а это 96 аптек и 86 аптечных пунктов, заняты преимущественно отпуском льготных медикаментов. Хочу подчеркнуть, что из года в год число аптек государственной формы собственности в Удмуртии сокращается. И здесь две главные причины: низкая рентабельность и отсутствие достаточного количества оборотных средств для пополнения ассортимента продукции и открытия новых подразделений. Конечно, в условиях жесткой конкуренции государственные аптеки проигрывают коммерческим. Последние делают ставку на продажу дорогостоящих и “продвинутых” фармпрепаратов, пищевых добавок, косметики. Мы неоднократно обращались к коммерческим аптечным структурам с предложением принять участие в реализации программы обеспечения граждан необходимыми лекарственными средствами, но желающих, увы, пока нет.
— Существуют ли сегодня свободные трафиковые места для открытия новых аптек? Прогнозируете ли вы появление на рынке новых структур, в т.ч. и федерального уровня? — Я думаю, что такие места еще есть, и если предприятие выполняет все требования, связанные с лицензированием, то открыть новую точку вполне реально. Что касается федеральных аптечных сетей, то сейчас активно открываются аптеки питерской компании “Фармакор”. При этом надо иметь в виду, что две крупные местные компании — “Аптеки Фармакон” и “Фармаимпекс” — работают на нашем фармрынке более 10 лет. Позиции этих сетей достаточно сильны.
— Существует ли в республике республиканский формулярный перечень? — Ежегодно в Удмуртии принимается территориальная программа государственных гарантий. В ныне действующей редакции есть два перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В первый входят лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпускаемые по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% при амбулаторном лечении. Данный перечень содержит 1007 позиций. Во второй перечень включено более 1070 позиций ЛС и ИМН для оказания лекарственной помощи в стационарах, дневных стационарах и кабинетах поликлиник. Обоснованность включения и исключения лекарственных средств из данных перечней контролирует формулярная комиссия Минздрава Удмуртской Республики. Надо заметить, что большую надежду мы возлагаем на работу клинических фармакологов, которые помогают нам экономить и рационально расходовать выделяемые финансовые средства.
— Какие проблемы существуют сегодня в сфере лекарственного обеспечения жителей сельских районов республики? — Вы затронули больную тему. Дело в том, что обеспечением медикаментами жителей глубинки сегодня занимаются ФАПы, которые работают с государственными аптеками на основании договоров. Однако наши ФАПы не имеют лицензии на фармдеятельность, поскольку в отдаленных деревнях и поселках отсутствуют квалифицированные кадры — фармацевты и провизоры. Кроме того, помещения ФАПов не соответствуют требованиям, предъявляемым при лицензировании аптечной деятельности. Осуществляется реализация очень ограниченного перечня медикаментов. В основном это препараты безрецептурного отпуска. Несомненно, проблема лекарственного обеспечения сельского населения требует безотлагательного решения. Руководство республики направляло предложение в Комитет Государственной думы РФ по охране здоровья о поддержке законопроектов, суть которых сводится к тому, чтобы разрешить нашим медработникам, имеющим среднее или высшее медицинское образование, реализацию медикаментов на базе ФАПов и врачебных амбулаторий под контролем аптечных предприятий, которые будут заключать с ними договоры. Мы считаем, что тем самым проблема будет решена хотя бы в тех населенных пунктах, где есть ФАПы. Там, где их нет, наверное, нужно рассмотреть вопрос о выездной, мобильной торговле медикаментами. Конечно, в автомобиле сложно поддерживать в разное время года особый температурный режим и соблюдать другие требования, которые должны выполняться при реализации фармпродукции. Однако если организовывать обеспечение селян лекарствами с помощью такого метода хотя бы раз в месяц, проблему можно было бы решить. Сельские жители получали бы лекарственные препараты, при этом у них отпадет необходимость в дополнительных затратах, которые неизбежны при поездках за медикаментами в районный центр. Такие проекты рассматриваются сегодня в Астраханской и Свердловской областях, мы считаем, что их надо поддержать.
— В последнее время активно обсуждается вопрос о необходимости введения системы лекарственного страхования. Что вы думаете по этому поводу? — Я считаю, что рациональное зерно здесь есть, причем опыт подобной деятельности в нашей стране уже был. С 1993 г. в системе ОМС рассматривались, в ряде регионов работали разные схемы и модели лекарственного страхования. Если полномочия по контролю за лекарственным обеспечением будут переданы страховым компаниям, следует ожидать, что вопросы обоснованности назначений, а также их медицинской и экономической эффективности станут решаться более жестко. Больные от этого только выиграют. Но я думаю, что спешить с введением лекарственного страхования не надо. Внедрять новую систему нужно не быстрыми темпами, а планово. Необходимо сначала отработать пилотный проект на отдельных территориях. Очень важно определить источник и схему финансирования, его порядок, четко определить границы ответственности, продумать другие важные аспекты и лишь после такой обкатки запускать проект на территории РФ.
Интервью вели Елена ЗАЙЦЕВА и Наталья ПОЗМОГОВА.
Вся пресса за 11 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
12 ноября 2024 г.
|
|
Компания онлайн, 12 ноября 2024 г.
ОСАГО на день — и нет проблем
|
|
ГТРК Самара, 12 ноября 2024 г.
Житель Самарской области пойдет под суд за обман страховой на 400 тыс. рублей
|
|
Коммерсантъ-Самара, 12 ноября 2024 г.
Жителя Отрадного подозревают в мошенничестве в сфере страхования
|
|
SecurityLab, 12 ноября 2024 г.
Утечка данных? Страховка возместит: новая защита россиян с 2025 года
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 12 ноября 2024 г.
В Нижегородской области за год осуждены две группы страховых мошенников
|
|
ПРАЙМ, 12 ноября 2024 г.
ГД одобрила в первом чтении увеличение предельного срок ремонта по ОСАГО
|
|
Ведомости онлайн, 12 ноября 2024 г.
Страховщики могут запустить продукт по компенсации ущерба от утечки данных
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Эксперты удивлены отсутствием роста тарифных показателей по страхованию от несчастных случаев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Страховщики ЕС должны иметь дополнительный капитал для активов, связанных с ископаемым топливом
|
|
Frank Media, 12 ноября 2024 г.
Страховщики запустят возмещение от утечек данных в 2025 году
|
|
Гудок, 12 ноября 2024 г.
В России будут возмещать ущерб от утечек данных
|
|
Коммерсантъ-Казань, 12 ноября 2024 г.
Татарстан увеличит страховой запас системы ОМС в 2025 году до 9,6 млрд руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Британские покупатели с оптимизмом смотрят на будущее параметрического страхования
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 ноября 2024 г.
Комитет ЖК рассмотрел законопроекты в сфере страхования и страховой деятельности
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 ноября 2024 г.
Социальная инфляция давит на цены страхования от несчастных случаев и ответственности
|
|
Коммерсантъ-Казань, 12 ноября 2024 г.
В Татарстане бюджет ОМС на 2025 год увеличат на 7,7 млрд руб.
|
|
СенатИнформ, 12 ноября 2024 г.
В СФ посоветовали россиянам не гнаться при инвестировании за большой прибылью
|
 Остальные материалы за 12 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|